Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела.
Вы можете помочь проекту, обновив её и убрав после этого данный шаблон. (20 сентября 2022)
## Билетные автоматы на станции, 2020 год
Пополнение или продление билета после истечения лимита поездок или срока действия невозможно. В период локдауна из-за COVID-19 бумажные билеты были аннулированы.
Транспортная карта Тройка представляет собой бесконтактную пластиковую смарт-карту. Для оплаты проезда используется либо заранее внесённая денежная сумма (функция Кошелёк), либо записываемый на карту билет.
Тариф Кошелёк позволяет совершать поездки в рамках заранее внесённой суммы. При оплате поездки используется тариф на одну поездку, за исключением случаев, когда один проход на метро (либо МЦК, либо монорельс) и неограниченное количество поездок на наземном транспорте уложились в 90 минут — тогда используется тариф 90 минут.
Также возможно записать на карту Тройка билеты Единый (на количество поездок или безлимитный), 90 минут с теми же тарифами и с такими же возможностями, как и соответствующие бумажные билеты.
### Билеты с ограничением на количество суток
Билеты с ограничением на количество суток (1, 3, 7 суток, 30, 90, 365 дней) не продаются в бумажном виде, но доступны для записи на Тройку. Они позволяют совершить неограниченное количество поездок на метро, МЦК, МЦД (с ограничениями), монорельсе и наземном общественном транспорте Москвы в течение соответствующего временного отрезка.
#### Услуга Мобильный билет
Существует несколько способов использования банковских карт для прохода на станции метрополитена, МЦК и монорельса. Выпускаемые некоторыми московскими банками специально для использования на транспорте банковские карты с приложениями Экспресс Кард и Тройка позволяют оплачивать проход прикосновением карты на любом турникете системы. В условиях локдауна из-за COVID-19 данный вид оплаты проезда блокировался.
### Система биометрической оплаты (FacePay)
Для оплаты проезда с помощью системы биометрической оплаты (или FacePay) необходимо:
#### История развития системы
| Поездка на метро, монорельсе, МЦК, МЦД зоны Центральная или наземном транспорте (тариф Кошелёк) | 54 |
|------------------------------------------------------------------------------------------------------------|----|
| Поездка на метро, монорельсе, МЦК, МЦД зоны Центральная и неограниченное число пересадок на наземном транспорте в течение 90 минут (тариф Кошелёк) | 81 |
| Поездка на метро, монорельсе, МЦК и МЦД зоны Центральная, Пригород (тариф Кошелёк) | 71 |
| Поездка в зону Дальняя МЦД (тариф Кошелёк) | 71 (+33 за 1 тарифную зону ЦППК) |
Билет Носитель Количество поездок Общая стоимость, ₽ Стоимость 1 поездки, ₽ Срок действия, дней Зоны МЦД Примечания
Единый на 1 поездку Бумажный 1 65 65 5 Нет
Единый на 2 поездки Бумажный 2 130 65 5 Нет
Единый на 60 поездок Карта Тройка 60 3150 52,5 45 Центральная
Билеты на общественный транспорт в Москве
Единый на 1 сутки Карта Тройка ∞ 315 — 1 Центральная
Необходимо начать использовать не позднее 10 суток с момента продажи (включая день продажи)
Единый на 3 суток Карта Тройка ∞ 600 — 3 Центральная
Необходимо начать использовать не позднее 10 суток с момента продажи (включая день продажи)
1 поездка в метро, МЦК, на монорельсе и МЦД зоны Центральная 61
1 поездка в метро, МЦК, на монорельсе и МЦД зоны Центральная, Пригород 65
Новые билеты в Москве
В конце ноября 2019 года, в связи с вводом Московских центральных диаметров, частично проходящих в Московской области, появились безлимитные билеты Единый на 30 и 90 дней, а также год с возможностью проезда в пригородной зоне МЦД. Данные билеты стоят дороже, чем обычные безлимитные билеты, действие которых заканчивается в зоне МЦД Центральная.
Покупка билетов
Кассы и автоматы, позволяющие приобрести билеты и транспортные карты, находятся на всех станциях метрополитена, МЦК и монорельса; оплата производится наличными или банковской картой. Наиболее ранние автоматы имели несколько кнопок и маленький монохромный дисплей, более современные терминалы компьютеризированы и отличаются большим размером и наличием цветного сенсорного экрана. Самые современные терминалы окрашены в красный цвет в брендированном стиле московского транспорта, а более ранние — в голубой цвет.
Терминалы проверки билетов
Для проверки срока действия и количества поездок на билетах на стенах возле касс размещены терминалы проверки билетов фирмы AES Prodata (ныне — ERG), оборудованные красными матричными светодиодными индикаторами (аналогичные приборы используются в качестве валидаторов в московском наземном общественном транспорте) либо отечественные терминалы фирмы Штрих, оборудованные цветными ЖК-мониторами широкого применения. Эти терминалы окрашены в жёлтый цвет.
Турникеты в метро
Турникеты модели АКП-73 и АКП-73М по умолчанию открыты, но при попытке неоплаченного прохода захлопывают створки и играют мелодию Полонез Огинского — , при этом на тыльной стороне турникета начинают мигать светодиоды. На внутренних сторонах расположены фотодатчики, в основе работы которых лежит фотоэффект. Последние турникеты данного типа официально сняли из эксплуатации в 2018 году с заменой таковых на УТ-2009, самые последние оставались только на Багратионовской.
Индикаторы на турникетах
На турникетах установлены матричные вакуумно-люминесцентные индикаторы большей разрешающей способности, отображающие, помимо количества оставшихся поездок, срок действия билета. При этом текущее состояние турникета (проход разрешён или нет) отображается отдельными сплошными светодиодными индикаторами прямоугольной формы.
Заключение
В прошлом, до перехода на оплату проезда картами, для отображения состояния турникета использовались лампы накаливания, прикрытые красными и зелёными светофильтрами. Первоначально валидаторы для карт устанавливали поверх турникетов и оригинальные передние панели с индикаторами на основе ламп накаливания оставались на своих местах, затем валидаторы стали ставить вместо них.
## Входные турникеты в московском метро
На входных турникетах с противоположной от входа стороны установлены световые индикаторы, загорающиеся или мигающие при использовании пассажиром для прохода льготных билетов. Это позволяет контролёрам выявлять случаи неправомерного использования льготных билетов (например социальных карт москвича) лицами, визуально не подходящими под льготную категорию граждан.
## Кабина контролёра
На каждой турникетной линии на вход расположена кабина контролёра автоматических пропускных пунктов, наблюдающего за проходом пассажиров через турникеты и при необходимости пропускающего детей и пассажиров, испытывающих затруднения при проходе через турникеты.
### Бумажные билеты (1940—1941)
Пятикопеечная монета принималась турникетами метро с 1961 по 1991 год.
### Жетоны московского метро
Разменные автоматы, стоявшие в советское время у всех касс метро, принимали 10, 15 и 20-копеечные монеты и выдавали 5-копеечные монеты. Билеты на 1, 2 и 5 поездок до 1 января 2008 имели магнитную полосу, которую нужно было пропускать через валидатор турникета.
### Бумажный билет с магнитной полосой
Непроданные билеты были переданы на Московский монорельс, где использовались до 1 января 2013 года.
## Бесконтактные билеты (2007—2013)
На смену билетам с магнитной полосой пришли билеты на основе смарт-карт Mifare Ultralight. Такие билеты действуют по бесконтактному (RFID) принципу — достаточно поднести карту к валидатору. Проверка количества оставшихся поездок осуществляется при помощи специальных терминалов в вестибюлях станций. Для удобства пассажиров введён показ турникетами числа оставшихся поездок при проходе по бесконтактным билетам.
Внедрение экспресс-касс (2008)
Летом 2008 года открылись первые экспресс-кассы по продаже билетов на 1 и 2 поездки, основной целью создания которых была необходимость сократить очереди в основные кассы метрополитена на станциях.
6 августа 2008 года на официальном сайте московского метро было размещёно заявление о создании первых экспресс-касс на станциях Кузьминки, Планерная, Щёлковская. В этом же заявлении говорилось, что в течение 2008 года такими кассами будут оборудованы 26 станций.
Суть работы касс заключалась в том, что в них продавали уже запрограммированные билеты на 1 или 2 поездки в то время, как в основных кассах билеты программируют непосредственно перед продажей на необходимое число поездок.
В то же время нигде не заявлялось, что второй целью, по всей видимости, была борьба со спекулянтами или продавцами поддельных билетов. Так в сентябре 2008 года билет на 2 поездки у перекупщиков стоил 50 рублей при его официальной цене 38 рублей. Стоимость поддельных билетов обычно не превышает официальную стоимость.
Внедрение единой тарифной системы (2013)
1 января 2013 года билеты для проезда на метро стали действовать и на монорельсе. Отдельные билеты для монорельса не продаются. При этом при переходе со станций метро на станции монорельса ВДНХ — Выставочный центр и Тимирязевская — Тимирязевская и обратно в течение 90 минут с момента первого прохода на станцию дополнительная поездка не списывается.
С августа 2013 года билеты ТАТ, Единые, 90 минут и Тройки стали доступны на территории Новой Москвы, а также Зеленограда.
История изменения стоимости проезда
Действует с | Стоимость одной поездки, ₽ | Средства оплаты | Примечание |
---|---|---|---|
16.08.1948 | 0,50 | Без учёта деноминации 1947 года | |
01.01.1961 | 0,05 | Монета 5 копеек | Деноминация 1961 года |
02.04.1991 | 0,15 | Три монеты 5 копеек или одна 15 копеек | |
11.06.1997 | 20,00 | Билет с магнитной полосой | |
01.01.2008 | 19,00 | Бесконтактный билет или электронный счёт на транспортной карте | (с 2013) |